Совместная образовательная программа по сетевому взаимодействию «Жизнеустройство выпускников»
р.
р.
Выпускниками ГБОУ школы №627 Невского района являются лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – с ТМНР), завершающие освоение образовательной программы специального образования на уровне начального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
В ходе реализации программы решаются основные задачи: − создать условия для существенной дифференциации содержания специального обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных траекторий; − способствовать установлению равного доступа к полноценному профильному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их психофизическими способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; − расширить возможности социализации молодых людей с особыми потребностями; − более эффективно подготовить переход выпускников школы к дальнейшему взаимодействию с учреждениями социальной защиты населения или продление сроков пребывания в специальном учреждении детей, у которых проблемы профессионализации и трудоустройства связаны как с возрастной неготовностью, так и с низким уровнем возможностей.
Задачи сетевого взаимодействия:
Объединение возможностей и ресурсов учреждений - участников программы на основе механизмов сетевого взаимодействия;
• Координация совместного использования управленческих, информационных, организационных, кадровых ресурсов; • Привлечение социальных партнеров для усиления эффективности сетевого взаимодействия учреждений - участников программы; • Обновление форм и методов образовательной деятельности с учетом возможностей сетевого взаимодействия; • Активизация инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство.
Переход обеспечивает последовательную передачу из ГБОУ школы №627 Невского района в реабилитационный центр Невского района сведений о выпускниках, условиях их семейного воспитания, результатах предыдущих педагогических и реабилитационных воздействий, методах и приемах работы с ними, подходах в оценке личностного и социального развития.
Применительно к выпускнику школы переход на социальное обслуживание в реабилитационный центр означает смену его социального статуса, рода занятий, окружения и места регулярного пребывания. Этот период требует построения новых отношений между молодым человеком, его семьей и обществом.
В жизни лица с ТМНР не имеют широких контактов с окружающими, так как, как правило, испытывают трудности коммуникации, передвижения, адекватного восприятия жизненных ситуаций. В связи с этим важно обеспечить преемственность и межведомственное сотрудничество органов, организаций и специалистов системы образования и системы органов по труду, занятости и социальной защите в вопросах сопровождения и оказания помощи инвалидам.
Алгоритм перехода выпускника ГБОУ школы №627 Невского района для обслуживания в реабилитационный центр представляет собой набор упорядоченных, последовательных шагов и действий, выполнение которых формирует устойчивые связи между непосредственными участниками процесса перехода выпускника школы для обслуживания в реабилитационный центр (далее – Переход) и обеспечивает создание благоприятных социально-бытовых условий для человека с инвалидностью. Осуществление перехода можно спланировать в виде алгоритма, в котором обозначена последовательность и согласованность действий специалистов школы, общественной организации и центра реабилитации, их функции на каждом этапе реализации алгоритма, прогнозируемый результат проводимых мероприятий, цель которых - социальная адаптация лиц с ТМНР в новых жизненных обстоятельствах, повышение качества их жизни.
Данная Программа представляют собой целостную систему, состоящую из двух основных направлений: - образовательное направление, в котором будут реализовываться основной перечень учебных предметов, обязательных для изучения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; учитывается максимальный объем учебной нагрузки по классам. - профильное направление, которое направлено на подготовку обучающихся к работе в мастерских, адаптацию в Центре.
Учебный план Программы предполагает наличие: – гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые образовательные потребности; – разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения с привлечением сотрудников Центра; – поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования; – интегративное изучение отдельных дисциплин.
Особенность Программы заключается в том, что четыре дня обучающиеся будут находиться на площадке в реабилитационном центре. В эти дни для обучающихся будут проводиться занятия по развитию по ручному труду, социально-бытовой ориентировке, адаптивной физической культуре (АФК), здоровье и ОБЖ, музыка и движение, развитие речи и окружающий мир. Такой подход в обучении позволит расширить социальные связи молодых людей с особыми потребностями, позволит ориентироваться в реабилитационном центре.